Выбираем надувную моторную лодку

Надувные моторно-гребные лодки из ПВХ приобрели большую популярность благодаря своей универсальности. Сказано и написано про них уже немало, но, похоже, эта тема еще далеко не исчерпана. Но на что же требуется обратить внимание при выборе этого маломерного судна? Этот материал для тех, кто хочет самостоятельно принять решение и выбрать действительно лучшее.

На сегодняшний день в России представлено порядка восьмидесяти отечественных и зарубежных производителей надувных лодок.

Первое, что следует сказать про большинство классических моторно-гребных надувных лодок — у основной группы производителей в своей конструкции они одинаковые. Про сам материал ПВХ, из которого сделаны современные надувные суда и так сказано немало, повторяться не имеет смысла. Все знают, что хороший материал является пятислойным и.т.д. В действительности дело обстоит просто.

Есть ткани ПВХ, сертифицированные для производства надувных лодок и не имеющие такого сертификата, то есть предназначенные для других целей. Самый простой способ проверить понравившуюся лодку — это спросить сертификат, копия которого должна быть у любого продавца. Особое внимание необходимо уделить комплектации лодки. В стандартный набор обязательно входят: помпа, весла и ремкомплект. Так же в лодке много сопутствующих аксессуаров, на основании которых можно сделать кое — какие выводы.

Швы
Внимательно осмотрите швы, в них не должно быть следов клея. Если они есть, то это говорит о низкой культуре производства. Так же просмотрите швы под разными углами. Если будет заметно, что ткань вокруг шва имеет другой оттенок или небольшой блеск, то это место пережжено при склейке и после непродолжительной эксплуатации станет серьезной проблемой. Вообще, если вами будет замечен хотя бы один из этих признаков, то от покупки лучше воздержаться, так как такая лодка со 100 % гарантией будет иметь при эксплуатации и другие неприятные «сюрпризы».

Транец
Это очень важный момент, на который следует обратить особое внимание. Транец — это динамически напряженная деталь лодки, на которую приходится максимальная нагрузка, поэтому очень важно, чтобы его крепление было надежным. Из существующих способов следует особо выделить два типа крепления, обеспечивающих надежность — с помощью специальных держателей и приклеенный непосредственно к самим баллонам лодки. В случае с держателями ситуация выглядит следующим образом — транцевая доска жестко зафиксирована с помощью клея. Недостаток этого способа состоит в том, что через определенный промежуток времени постоянные нагрузки от двигателя разрушают клеевой слой и через держатели транца в кокпит лодки начинает поступать вода. Для устранения этого приходится насквозь засверливать край держателя и транцевую доску, и стягивать их с помощью болтов и гаек. Способ приклеивания транца к баллонам лодки является более дорогим и трудоемким для производителей, поэтому им пользуются мало. Но в то же время он считается более предпочтительным и долговечным.

Помпа
Без нее невозможно привести лодку в рабочее состояние. Все отечественные надувные лодки штатно комплектуются производителем помпой — лягушкой. Обычно это помпы с пластиковой рабочей поверхностью «азиатского» производства объемом 3-5 литров. Не смотря на привлекательный внешний вид, эти помпы ненадежны и могут подвести в любой момент. Как правило, основным дефектом у них являеться то, что при накачивании трескается верхняя крышка, после чего такая помпа становится не пригодной к использованию. Так же ее достаточно легко повредить, если случайно при накачивании лодки под ней окажется что-либо твердое, например, небольшой камень, в таком случае гарантированно лопается ее нижняя часть. В процессе накачивания часто может вылетать пружина, находящаяся внутри помпы. Меха выполнены из тонкой ткани, которая уже после сезона приходит в негодность. Согласитесь, что такая, казалось бы, мелочь, как сломанная помпа, может испортить весь отдых. Более предпочтительны помпы отечественного производства. Не смотря на свой неказистый внешний вид, такие помпы по надежности можно сравнить разве что с танком « Т-34» . Обычно их делают из остатков материалов, остающихся при производстве лодок. Такие помпы имеют фанерные рабочие поверхности, обтянутые тканью ПВХ, так что можно не бояться трещин, характерных для пластика. Меха сделаны из плотной лодочной ткани, которая прослужит долгие годы. Там стоят две пружины, что повышает ее надежность. Рабочий объем таких помп — больше 3 литров.

Весла
Большинство надувных лодок комплектуются разборными веслами из алюминиевой трубы или дерева. Дерево — более дешевый материал, поэтому его чаще всего устанавливают на лодки экономкласса. Основная деталь весла, это съемная лопасть. Они бывают из пластика и полипропилена. Пластиковые лопасти, как правило, имеют большую площадь, но очень чувствительны к механическим повреждениям, при низких температурах пластик становится просто хрупким. Лопасти из полипропилена имеют меньшую площадь, но по своим рабочим качествам более надёжны, хотя так же не «любят» низких температур.

Банки (сидения)
Их существует несколько типов.

  • Так называемые « плавающие» банки. Преимущество этого крепления состоит в том, что можно отрегулировать сидение для удобства водителя. Но есть и серьезный недостаток — отсутствие фиксатора, в результате чего происходит подвижность таких банок при движении под мотором, когда водитель начинает в прямом смысле « плавать» по кокпиту лодки вместе с сиденьем. Правда, есть еще один вариант такого крепления — с помощью веревок к люверсной ленте, в этом случае банка закреплена жестко, но установка и снятие лишены удобства.
  • Крепление в виде скобы. Этот способ удобен тем, что банки можно снять или поставить без спускания лодки. Недостаток — брезентовый ремень, служащий держателем, быстро перетирается и приходит в негодность.
  • Установка банок в специальные держатели. В них банки установлены жестко и их нельзя передвигать или снимать, если лодка находится в надутом состоянии. Существует два вида таких креплений – открытые, когда банка просто вставляется в неглубокие пазы и закрытые – когда края сиденья заходят в крепления на значительное расстояние. Последний тип крепления обеспечивает безопасность пользователя в любых условиях, так как даже при сильной качке и небольшом сдутии баллонов банки всегда останутся на своем месте. Кроме этого, следует иметь ввиду, что большинство производителей комплектуют свою продукцию банками из фанеры. Это доступный, лёгкий и дешёвый материал, причём на производство банок могут быть использованы остатки фанеры от раскроя пайол. Но при этом фанерные банки могут ломаться от нагрузки. Для того, чтобы исключить такую неприятность лучше всего после приобретения лодки изготовить банки самостоятельно из доски или массива.

Пайолы

Это листы фанеры или алюминия, из которых собирается жесткий пол лодки. Алюминиевый пол имеет меньший вес и более эстетичный вид, но лодки с алюминиевыми пайолами плохо подходят для рыбалки. Это связано с тем, что металл обладает более высокой звукопроводимостью, поэтому каждый шаг в лодке раздается настоящим раскатом грома для рыбы в воде. Это хорошо наблюдается на экране рыбопоискового эхолота, который фиксирует полный уход рыбы из зоны его действия после любого неосторожного движения в кокпите лодки. Еще один существенный недостаток проявляется в том, что во время плавания на водоемах с частой и короткой волной алюминиевые пайолы теряют свою геометрию, после чего их очень трудно разобрать и практически невозможно собрать снова без отстукивания деревянной киянкой. При выборе лодки с фанерным полом необходимо обратить внимание на то, чтобы на нем не было никаких сколов, особенно по краям, так как туда будет проникать влага, которая может повредить фанеру и привести к ее вспучиванию. Так же не стоит приобретать лодку, если металлическая окантовка пайол имеет швы и разрывы. Со временем в этом месте происходит перекос, после которого будет невозможна нормальная установка. Это указывает на то, что производитель использует металл низкого качества и пользуется обрезкам.

Накладка на транец

Многие производители комплектуют свои лодки силуминовыми накладками под струбцины двигателя. В магазинах такие накладки выглядят весьма приятно, но сам силумин - это очень хрупкий материал и довольно быстро начинает крошиться. К тому же поверхность таких накладок не обеспечивает полностью хорошую сцепляемость с струбцинами, поэтому после даже непродолжительной водной прогулки крепление ослабевает настолько, что двигатель можно снять с транца, не ослабляя струбцины. Лучшими считаются накладки из обычной водостойкой фанеры или стальные с частой насечкой.

В этой части мы рассмотрели основные моменты, связанные с выбором надувной лодки из ПВХ. В следующей части будут более подробно рассмотрены некоторые особенности выбора этих маломерных судов.

 

Надувные лодки: Made in Russia

Маломерное судно для занятия рыбалкой, охотой, дайвингом, водным туризмом а так же вспомогательный тендер и спасательное средство для больших судов – вот далеко не полный перечень «гражданского» применения надувных лодок. Рынок водномоторной техники в России сейчас находится в состоянии динамического развития, и надувные лодки являются крайне востребованны. Причины их популярности заключаются в универсальности применения и удобстве эксплуатации. Для транспортировки таких лодок не обязательно приобретать трейлер или прицеп, которые необходимы для судов с жёстким корпусом из пластика или металла. «Надувнушки» не занимают много места в сложенном состоянии и не требуют особых условий при хранении в периоды между спусками на воду.

Ещё совсем недавно понятие «надувная лодка» у основной массы населения нашей страны прочно ассоциировалось с одно – двухместными гребными судёнышками из прорезиненной ткани, которые массово выпускались с незапамятных времён в Уфе, Ярославле, Барнауле и Лисичанске.

Современные надувные лодки, для производства которых используются совершенно другие материалы, в частности наиболее распространённый поливинилхлорид (ПВХ) - это полноценные маломерные суда, обладающие отличными эксплуатационными качествами. ПВХ – это армированный материал, стойкий к агрессивному воздействию внешней среды (случайно разлитые в лодке бензин или машинное масло, прямые солнечные лучи, морская солёная вода и.т.д.) и отличающийся прочностью на разрыв, прокол и истирание. На лодке из ПВХ можно смело сплавляться по горной речке или двигаться в загрязнённом топляками водоёме. Небольшая осадка позволяет проходить в самых мелководных местах и вплотную причаливать к песчаным или галечным пляжам. Статистика показывает, что объёмы продаж надувных моторно-гребных лодок в России находятся в пределах 45-50 тысяч штук в год а общий обьём их производства составляет примерно 50% от общемирового.

Спрос, как известно, рождает предложение, поэтому неудивительно, что сегодня в России представлено порядка 40 зарубежных брендов и примерно такое же количество отечественных производителей надувных лодок. При этом (в отличие от автомобильной промышленности) отечвественное пневматическое судостроение не просто находится на уровне ведущих зарубежных компаний, но по некоторым параметрам их даже несколько превосходит.

Мировым лидером и в некотором смысле «законодателем моды» среди производителей надувных маломерных судов является французская корпорация «Zodiac», серийно выпускающая надувные лодки уже больше полувека. И всё же, подчеркну, некоторые отечественные аналоги не только не уступают этому известному бренду, но и выпускают продукцию, гораздо лучше адаптированную к российским условиям эксплуатации. А цена может разниться весьма и весьма существенно - в полтора, а то и два раза. Сегодня уже признанной столицей надувного флота в нашей стране является Санкт – Петербург, где работает порядка 20 компаний, занимающихся производством надувных лодок из ПВХ. Такое количество производителей в одном городе даже породило слухи в регионах о том, что в Питере находится один большой «надувной» комбинат выпускающий одинаковые лодки, на которые потом просто наклеиваются шильды с разными названиями. На самом деле это конечно же не так. Но факт остаётся фактом – именно в Санкт – Петербурге было создана первая коммерческая компания в России по производству надувных лодок из ПВХ. Здесь можно назвать только самых известных Питерских производителей.

«Мнёв и К» является самым старейшим и крупнейшим производителем надувных лодок из ПВХ в России. Компания предлагает большой выбор моделей - как недорогих «бюджетных», так и категории «люкс». История этого предприятия насчитывает уже почти 15 лет, что – применительно к российским реалиям - можно считать более чем солидным стажем. О популярности этого именитого производителя говорит хотя бы тот факт, что на рынке одно время даже имели место быть подделки этого бренда.

Следующей по объёму производства является компания «Фрегат», которая недавно произвела смену модельного ряда. Если раньше в её ассортименте преобладали в основном модели эконом класса, с помощью которых она плотно утвердилась на Российском рынке, то сравительно недавно на рыноке появилась очень приличная линейка лодок категории «люкс». Плюс к этому одним из направлений «Фрегата» является разработка и пироизводство очень интересных профессиональных лодок, предназначенных для силовых ведомств.

Ещё одним известным Санкт – Петербургским производителем является компания «Лидер», предлагающая на рынке надувные лодки под одноимённым названием а так же линейку лодок эконом – класса «Тайга».

Стоит отметить и компанию «Посейдон», которая хоть и недавно приступила к самостоятельному выпуску лодок, но уже приобрела достаточно хорошую известность и репутацию. Продукция этой компании отличает не только большой модельный ряд, но так же возможность установки большого выбора дополнительного оборудования и аксессуаров. Кроме этого в 2008 году «Посейдон» планирует запустить в производство новоый модельный ряд надувных лодок, обладающий по словам представителей компании улучшенными скоростными качествами.

Здесь же нельзя не отметить и такую компанию, как «Ротан». Не смотря на небольшой обьём производства, лодки этой компании сумели занять своё достойное место в арсенале водномоторников из за своих уникальных особенностей. Основной специализацией этой компании является разработка и производство полностью надувных лодок с полом низкого давления, среди которых особое место занимают ставшие визитной карточкой компании скоростные катамараны.

Помимо Санкт – Петербурга большое количество российских производителей находится в городе Уфа, где благодаря УЗМИК имеются давние традиции пневматического судостроения и местные мастера сумели осуществить плавный переход от использования резины к более современным материалам. По похожей схеме пытаются пойти и в Ярославле, но пока говорить о состоявшемся успехе в этой области производителям из этого города немного преждевременно. Так же из других «иногородних» особенно хочется отметить компанию «Лтимерия» из города Киров. Эти лодки отличаются хорошими скоростными качествами и имеют интересное решение носового баллона, предотвращающее забрызгивание кокпита даже при движении против ветра.

На сегодняшний день отечественный рынок надувных моторно – гребных судов можно считать окончательно сформировавшимся, так что при выборе надувной лодки необходимо учитывать не только и не столько «национальность» производителя, сколько реальные потребности, связанные с её использованием. Так что при выборе надувной лодки не стоит гнаться за известным западным брендом. Гораздо важнее, чтобы лодка соответствовала именно тем требованиям, которые вы к ней предъявляете. Немаловажен и экономический аспект. Для сравнения можно привести следующие цифры, цена вопроса импортной лодки от известного европейского производителя длинною 3.5 метра обойдётся почти в 100 с лишним тысяч рублей, а ни чем не уступающая ей в плане качества и мореходности отечественная будет стоить около 35 тысяч. Если взять лодки меньшего размера, например длинной 3 – 3.1 метра расклад выглядит следующим образом: «европеец» - примерно 55 тысяч рублей, отечественная - до 25 тысяч рублей в стандартной комплектации и до 22 тысяч рублей в недорогом «бюджетном» варианте. При выборе больших размеров разница становится ещё более ощутимой: тот же самый «Zodiac» длинной 4.2 метра обойдётся в 140 тысяч рублей а такого же размера «Мнёв» или «Посейдон» не дороже 46 – 48 тысяч рублей.

Для снижения веса надувных лодок, повышения удобства пользования и уменьшения объёма в сложенном виде наметилась стойкая тенденция к разработке и производству моделей с надувным полом. На сегодняшний день в этой области имеется три перспективных направления, которые можно рассмотреть более подробно. Некоторые западные компании предлагают модели, оснащённые надувным полом air deck. Это дно высокого давления, которое вставляется в лодку так же, как и пайолы и образует собой ровный жёсткий пол не уступающий фанере. Штука эта, безусловно, удобная, но такие лодки больше пригодны для прогулок и уж никак не для занятия охотой или рыбалкой ввиду того, что надувное дно остаётся надувным дном и любой случайный прокол или порез, который рано или поздно всё равно произойдёт при этих занятиях, ведёт к его полной негодности. Оснащённые таким дном лодки сами по себе стоят недёшево по сравнению с другими, а качественный ремонт air deck в России не производится, да и приобретение нового весьма затруднено, так что можно считать, что если такое дно повредить, то выбрасывать придётся сразу всю лодку. Следующим предложением в сегменте полностью надувных лодок является днище низкого давления. Вопреки сложившемуся мнению, что на таком дне проблематично стоять, могу сразу же сказать, что и стоять и ходить по нему можно без каких либо проблем. Конечно, это не совсем жёсткий пол, но по ощущениям примерно то же самое, что стоять на жёстком спортивном мате или ходить по мокрому песку. Такие лодки в основном стараются выпускать больших размеров, так как у них хорошее соотношение веса и объёма в сложенном виде и приводятся они в рабочее состояние за считанные минуты. В отличие от air deck пол низкого давления пригоден к ремонту. Для придания повышенных мореходных и скоростных качеств лодки могут оборудоваться дополнительными надувными спонсонами, которые уменьшают площадь смоченной поверхности. Лидерами в производстве таких полностью надувных лодок являются две российские фирмы - санкт – петербургская «Ротан», специализирующийся на скоростных надувных катамаранах большого размера и новосибирский «Солар», выпускающий лодки повышенной грузоподъёмности. Продукция этих фирм уже успела хорошо зарекомендовать себя на воде. Последними в списке полностью надувных лодок стоят так называемые VIB-ы. Это лодки с надувным днищем высокого давления, которому придана форма латинской буквы V. Такие модели достаточно удобны в эксплуатации, но выпускаются с расчётом, что называется «на любителя», так как не каждому может доставить удовольствие стоять на днище, имеющем подобную форму.

При выборе лодки старайтесь обращать внимание прилагаемую комплектацию и возможность последующего тюнинга. Сейчас среди производителей стало хорошим тоном предлагать покупателю сбалансированный пакет небольших, но в то же время актуальных предметов, как-то ручки внутри кокпита для водителей и пассажиров, за которые удобно держаться во время движения, сумку – рундук, крепящуюся под банку для хранения всяких полезных мелочей и тому подобные, на первый взгляд необязательные, но безусловно, полезные вещи.

В принципе тюнинг надувных лодок сейчас не составляет никаких проблем. При желании заказчика «надувнушку» можно оборудовать любыми опциями, например дугой для троллинга с фарой - искателем, удобной надувной мебелью, дополнительной защитой днища от механических повреждений, колёсами на транце. Или вообще с помощью полного тента превратить обычную надувную лодку в достаточно комфортабельное каютное судно с дистанционным управлением.

Павел Прудников 
© VodoMoto.ru

_____