Интервью с гос.инспектором ГИМС об изменениях в порядке аттестации судоводителей в 2015 году

Удостоверение судоводителя

С 1 января 2015 года введена в действие система правового регулирования получения права управления маломерными судами. Новые правила устанавливают единый порядок аттестации судоводителей на всей территории Российской Федерации.

Об основных изменениях в законодательстве по маломерным судам мы беседуем с государственным инспектором Усть-Кубинского отделения ГИМС Владимиром Страмовым.

- Согласно новой нормативной базе изменилась квалификация судов. Если раньше они подразделялись на гидроциклы, катера, мотолодки и парусные суда, то с этого года принято единое международное обозначение – маломерное судно. Водительские права теперь будут выдаваться с разграничением по следующим категориям: маломерное моторное судно, маломерное парусное судно, маломерное парусно-моторное судно, гидроцикл и маломерное судно особой конструкции, куда включены аэробот, амфибия, экраноплан, мини-подводные лодки. Причем длина всех плавсредств не должна превышать 20 метров. В удостоверении судоводителя будет конкретно указано, на какой тип судна получено разрешение.

Перемены коснулись и районов плавания. Вместо трех групп – водные пути, внутренние водные пути, морские пути – теперь их стало четыре: внутренние воды РФ, где не организовано судоходство; внутренние воды РФ с организацией судоходства; внутренние морские воды (с удалением от мест убежищ до 20 миль) и территориальное море РФ.

Еще одно новшество – государственная инспекция имеет право выдавать удостоверения только на некоммерческие суда. Тем, кто с помощью водного транспорта решить зарабатывать деньги, придется получать права не в МЧС, а в Минтрансе России.

Изменится и сам бланк удостоверения судоводителя, оно станет международного образца с записями на английском языке и будет признаваемым во всем мире.

- Не придется ли владельцам судов, имеющим удостоверение на право управления, снова сдавать экзамены?

- Тем, у кого уже есть удостоверение на право управления маломерными судами, проходить аттестацию не нужно. Права старого образца считаются действительными в течение 10 лет с момента получения. Причем при замене удостоверения, независимо от причины, повторно сдавать экзамены не требуется. Необходимо лишь собрать документы и оплатить госпошлину. А вот для тех, кто захочет получить документ на управление лодкой, катером или яхтой впервые, правила изменятся.

- Какие новые требования предъявят к будущим судоводителям?

- Безопасности на водных объектах сейчас уделяется особое внимание. Количество судов в акваториях увеличивается, повышается интенсивность движения, соответственно растет риск столкновения плавсредств и возникновения несчастных случаев. В связи с этим и было принято решение о проведении более качественной и профессиональной подготовки судоводителей. Они обязаны хорошо знать правила навигации и судовождения.

На основании новой аттестации теоретические знания будут проверяться в полном или сокращенном объеме. Полный вариант сдачи экзамена предназначен для основной массы желающих получить водительские права. Теперь всем заявителям предстоит ответить на вопросы двух билетов: один – на знания управления маломерным судном, другой – на правила плавания и организации судоходства. При сокращенном объеме нужно дать ответы всего лишь по одному билету, но таким образом экзамен смогут сдавать только те, кто уже имеет опыт судовождения. При проверке практических навыков (показательное вождение судна) особое внимание будет обращено на маневрирование, подход к утопающему, знание плавучей и береговой навигационной обстановки, выполнение фигурных элементов «восьмерки» и «змейки».

Поменялись и требования к медицинской справке. Теперь судоводители должны пройти такую же медицинскую комиссию, как и на получение справки для вождения автомобиля.

- Изменится ли стоимость услуг на оформление и выдачу документов на маломерные суда?

- Да. С 1 января государственная пошлина за выдачу удостоверений и дубликатов на право управления маломерным судном увеличилась до 1300 рублей, а была 800.

Замена документа по истечении срока действия (10 лет) обойдется  владельцам маломерных судов в 650 рублей (прежде платили 400 рублей). Смена в документе имени или фамилии – 350 рублей.

Изменилась с нового года и стоимость услуг за регистрацию маломерных судов – 1600 рублей. За выдачу судового билета или его дубликата нужно заплатить 200 рублей.

- Сколько в Усть-Кубинском районе зарегистрировано маломерных судов? Какой их тип наиболее популярен?

- На сегодняшний день на учете в отделении Усть-Кубинского ГИМС числятся 1322 судна. Но есть и такие, которые не учтены, так как по закону не подлежат регистрации. К ним относятся суда, масса которых, включая оборудование и подвесной лодочный мотор, не превышает 200 кг, а также те, где установлен мотор мощностью менее 5 киловатт (10 лошадиных сил).

В нашем районе преобладают моторные лодки, причем большинство из них еще с советских времен. Но в последнее время люди стали активнее пользоваться и современными лодками из ПВХ (надувными).

За 2014 год в ходе патрулирования, рейдов и проверок на водных объектах района сотрудниками ГИМС выявлено 107 нарушений законодательства. Виновные лица привлечены к административной ответственности. С открытием навигации профилактическая работа продолжится.

Более подробную информацию обо всех изменениях, связанных с аттестацией по маломерным судам, можно узнать из Приказа МЧС России от 27 мая 2014 года № 262 «Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России».

Источник: официальный сайт МЧС России по Вологодской области, июнь 2015 г.