Интервью с начальником отдела Госинспекции по маломерным судам ГУ МЧС управления МЧС России по Самарской области

Вячеслав Станотин, начальник отдела Госинспекции по маломерным судам ГУ МЧС управления МЧС России по Самарской области: «В этом году наша патрульная служба будет работать в усиленном режиме, чтобы каждый судоводитель чувствовал свою ответственность».

Вячеслав Анатольевич ответил на вопросы, связанные с предстоящей навигацией:
- прохождение ежегодного технического осмотра маломерных судов:
- порядок прохождения, режим работы, стоимость;
- ограничение скоростного режима движения маломерных судов на водоемах Самарской области;
- новые ставки госпошлины за юридически значимые действия, связанные с маломерными судами;
- алкотестер и радары определения скорости на вооружении самарских госинспекторов;
- требования к владельцам баз-сооружений для стоянок маломерных судов.

 Отдел ГИМС с 2005 года является структурным подразделением главного управления МЧС России по Самарской области.

Основные задачи отдела ГИМС – осуществление государственного контроля и технического надзора за маломерными судами и обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

В оперативном подчинении отдела ГИМС находится Центр ГИМС, непосредственно осуществляющий работу на водоемах, прием экзаменов у судоводителей маломерных судов, технический осмотр, учет и регистрацию судов.

В период навигации (с апреля по ноябрь) Государственная инспекция по маломерным судам проводит технические осмотры маломерных судов, рейды и патрулирования с целью недопущения аварий с маломерными судами и гибели людей на воде. Также в компетенцию ГИМС МЧС России по Самарской области входит осуществление контроля над пляжами и базами-сооружениями для стоянки маломерных судов.

В зимний период времени (декабрь–март) государственные инспекторы при благоприятных погодных условиях принимают для ввода в эксплуатацию ледовые переправы, проводят работу с муниципалитетами области и с населением во избежание выхода людей на тонкий лед в случае, если ледовые переправы не открыты, а также во время ледостава и паводка.

Вопросы читателей.

Артур. Вопрос:

Уважаемый Вячеслав Анатольевич! Я хочу самостоятельно построить самодельную парусную яхту, длиной 5-6 метров, для прогулок по Волге. Это моя давнишняя мечта. Какие условия необходимы, чтобы самостоятельно построенную яхту можно было зарегистрировать в ГИМС без проблем?
Ответ:
Этот вопрос надо адресовать в Федерацию парусного спорта. Но в любом случае, у вас должен быть проект, который должна проверить специализированная организация. Проект, правильно подготовленный, попадает под определенную категорию. Когда организация даст заключение, что лодка или яхта пригодна, вы ее изготавливаете, и ставите на учет в соответствующем ведомстве.

Нагорнов Андрей Александрович. Вопрос:
Добрый день! 1. Необходимо ли регистрировать в ГИМС складной надувной парусный катамаран "Альбаторос" грузоподъемностью 450кг., 1994 г.в.? Из документов имеется только инструкция по эксплуатации, покупал не в магазине, а у физ. лица. Под мотором ходить не планирую, только под парусом. 2. Необходимо ли получать права, и какой категории, для эксплуатации этого катамарана только под парусом? Спасибо.
Ответ:
1. Все парусные суда регистрируются в Федерации парусного спорта. И контролем должна заниматься Федерация парусного спорта. Хотя парусные суда все-таки создают нам определенную проблему. Тех, кто их контролирует, мы пока не видим. Парусные суда двигаются кто как хочет. 2. При федерациях имеются курсы, которые готовят специалистов для плавания на судах под парусом. Аттестацию затем проводим мы.

Андрей Вопрос:
Здравствуйте, 1. Необходимо ли получать права на вождение маломерных судов .... с установленным ПЛМ 3,7 kWt(паспортные данные)? В прошлогоднем Приказе говорилось о цифре 3,68 kWt (Разница в две сотых непосредственно при осмотре на воде будет ли иметь значение?).Если говорить о 5 л.с. то совпадает с Приказом, а в kWt не совпадает. Двигадель Tohatsu 5 л.с. 2. Сдача экзаменов на получение Прав экстерном возможна в нашем городе? С уважением, Заранее спасибо.
Ответ:
1. Ранее я уже отвечал на данный вопрос. 2. Все правила предусмотрены федеральным законодательством. Мы не имеем права их менять, это закон для нас, и мы действуем по нему. Заходите на наш сайт (www.63.mchs.gov.ru, раздел ГИМС) или на мой блог (www.stanotin-gims.livejournal.com), смотрите все новости и изменения в законодательстве, если таковые имеются.

Сидорина Ольга Анатольевна Вопрос:
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, какую роль Вы отводите общественным организациям, занимающимися вопросами безопасности людей на воде и плавания на маломерных судах. С уважением,Сидорина О.А.
Ответ:
Большую роль! У нас с некоторыми организациями заключены договоры, наши цели и задачи одни. Для тех, кто помогает нам в наведении порядка на воде, наши двери открыты, мы готовы к сотрудничеству. Привлекаем общественных инспекторов. У нас есть внештатные инспекторы, на них в этом году мы возлагаем большие надежды. Чем больше мы привлечем общественности, тем меньше останется нарушений. Поскольку люди, контролирующие порядок, более сознательно себя ведут, и не станут его нарушать.

Алексей Ласкин Вопрос:
Здравствуйте, Вячеслав Анатольевич. Есть приказ МЧС России № 501 и изменения к нему (Приказ № 437) где изложены Правила технического надзора за маломерными судами (МС). Пункт 2.3 Первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. 2.4 Маломерные суда прошедшие первичное ТО … представляются на ежегодное ТО через 3 года. То есть при госрегистрации должны поставить отметку в судовой билет и выдать талон ТО без предоставления лодки на ежегодное ТО. Я консультировался в ГИМС России. Начальник отдела Смирнов Николай Васильевич ответил однозначно – после первичного ТО при первой регистрации на ежегодное ТО МС представлять НЕ НАДО, только через 3 года. Инспекторы Самарского ГИМС отказываются отмечать ТО при регистрации и требуют лодку на ежегодное ТО. Вопрос. Почему в Самарском ГИМС нарушается приказ МЧС России?
Ответ:
По данному вопросу вам необходимо письменно обратиться в ГИМС.

Александр Штанько Вопрос:
Когда будет приостановлена деятельность баз-стоянок маломерных судов, расположенных в нарушении Водного кодекса РФ на левом берегу р. Волга в г.о.Самара
Ответ:
Ни одна из баз-стоянок, которые имеются том месте, о котором выговорите, разрешения не получила. Но с теми, кто организовал эти стоянки, мы разбираемся. Создана межведомственная комиссия, в которой участвуют представители минприроды. Наши сотрудники также работают в этой комиссии. Вместе с правоохранительными органами будем разбираться. С этим надо бороться.

Тамара Штанько Вопрос:
Рассакжите о примерах награждения граждан "За спасение погибавших" на воде.
Ответ:
В этом году мы подготовили список и направили его на утверждение. В этом списке значатся наши инспекторы. Если у вас есть примеры, то предоставляйте нам информацию о них. Кто спас, кого спасли, кто при этом присутствовал, данные о том, кто спасал и кого спасали. Если этот факт найдет подтверждение, то мы подготовим документы на награждение. Здесь надо сказать, что в этом году мы провели провели очень серьезную работу по подтоговке наших инспекторов. Весь зимний период мы их обучали, чтобы они воскресили в памяти все требования, которым должны соответствовать судоводители и их суда. Вместе с представителями областного наркодиспансера и ГИБДД мы обучили инспекторов пользованию современными алкотестерами, применению радаров, правильному и точному заполнению протоколов: чтобы в них были четкие формулировки. И самое главное, чего не было ранее, мы подготовили наших инспекторов к спасению людей. Все, вкчлюая меня, прошли обучение по программе спасателей и получили удостоверения спасаталей. То есть теперь мы будем не только контролировать движение маломерных судов и судоводителей, но и сможем оказывать первую медицинскую и любую необходимую помощь до прибытия на место происшествия специальных служб, ведь иногда бывает дорога каждая секунда!

Алексей Вопрос:
Что планируете делать с гидроциклами на общественных пляжах? Очень мешают людям, паркуются прямо на берегу, выпивают и опять катаются.
Ответ:
Эта проблема очень серьезная, так как этот вид водного транспорта относится к высокоскоростным судам из числа маломерных, что создает большую опасность на воде. По правилам стоянка или остановка гидроциклов возле пляжей запрещена. Речь идет о тех пляжах, которые официально зарегистрированы. На стихийных пляжах мы их не можем запретить. Но в правилах четко написано, что, проходя мимо людного побережья, маломерное судно должно понижать скорость, не создавая волну. Подъезжать к пляжу ближе чем на 50 м запрещено. В этом году в районах официально открытых пляжей будут организованы посты ГИМС и патрули народных дружин на воде. В Самаре такие дружины созданы давно.

Сергей Макаров Вопрос:
Добрый день. Не понятна процедура оформления лодочных стоянок, можете пояснить что нибудь по этому вопросу? А также в городе ходят слухи о смене руководства в ГИМС, можете прокоментировать?
Ответ:
Существует порядок оформления баз стоянок маломерных судов. Этот порядок определен постановлением Самарской губернской думы и Водным кодексом России. В этих документах прописаны все нормы. По этому вопросу нужно обратиться управление водных ресурсов, которое находится в Самаре, или по телефону горячей линии ГИМС: 224 53 42. Горячая линия у нас работает с 18 марта. На вопросы, которые относятся к ведеению ГИМС, отвечают старшие госинспекторы каждого подразделения, имеющие большой опыт работы. Официально регистрируются все звонки.

Максим Вопрос:
Расскажите пожалуйста о прохождении Самарки от Южного моста до Волги. Вдоль какого берега можно идти и где проходить Ж.Д. и автомобильный мост. Расскажите поподробнее об алкотестерах, надеюсь бытылку пива можно выпить за рулем лодки?
Ответ:
В этом году принято ограничение скорости движения от железнодорожного моста до стрелки Самары и Волги. Введен скоростной режим 10 км в час независимо и от мощности двигателя. Мы будем этот вопрос контролировать. В 2009 году нас обеспечили радарами. Также ввели ограничение до 5 км в час на реках Татьянка и Самара, где проходят тренировки детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва. Будем также жестко контролировать. До настоящего времени были и случаи, когда дети тренируются на байдарках и каноэ, а навстречу невоспитанный судовладелец: дети того и гляди перевернутся. Запретить движение мы не можем, но ограничиваем скорость, и поставим знаки.

Виктор Н. Вопрос:
Имеет ли право государственный инспектор по маломерным судам задержать незарегистрированное маломерное судно и передать его для хранения на специализированную стоянку, время нахождения судна на которой придется оплачивать?
Ответ:
Госинспектор может задержать незарегистрированное маломерное судно. Но у нас нет штрафстоянок. Они были при ЛОВД порта Самары. Передавать задержанные суда некуда, но полномочия у нас такие имеются. Штрафстоянку должен содержать муниципалитет. Если город организует такой пункт, мы будем туда передавать суда.

Лодочник Вопрос:
Государственный инспектор по маломерным судам может наложить административное наказание на гражданина, управляющего гребной лодкой и нарушившего правила плавания?
Ответ:
Все должны соблюдать правила. Это можно сказать и про рыбаков на резиновых лодках. Ведь они также могут создать опасность не только для маломерных судов, но и для транзитных пассажирских.

Владимир Вопрос:
Скоро откроется пляжно-дачный сезон, и множество самарцев будет переправляться по выходным на противоположный берег Волги. Многие это делают с помощью водных "таксистов" на небольших катерах и лодках. Выдается ли какое-то специальное разрешение на перевозку пассажиров? И как контролируется работа таких перевозчиков, ведь не секрет, что в большинстве случаев попросту нарушаются элементарные правила безопасности, в частности - перегруз?
Ответ:
Никакое специальное разрешение ГИМС не выдает. Мы изучали этот вопрос, но еще не сталкивались с тем, что мы правомочны выдавать разрешение на перевозку пассажиров маломерными судами. Если суда подконтрольны регистру, они должны иметь лицензию на перевозку пассажиров. Этот вопрос больной для Самары. Есть в городе места, где владельцы маломерных судов незаконно занимаются извозом и пристают в неположенном месте. К слову, на левом берегу Волги от ухвостья острова Рождественский до Студеного оврага стоянка маломерных судов запрещена постановлением Самарской губернской думы от 28 апреля 2009 года. Да и пересечение судового хода в черте Самары разрешено только в 4 местах.

Кузьмич Вопрос:
Сейчас на многих судах с мощными подвесными моторами делаются кронштейны для установки дополнительного «аварийного» неболь¬шого моторчика. Должна ли ГИМС на запасные моторы давать информацию в Налоговую инспекцию для начисления транспортного налога?
Ответ:
Все моторы независимо от мощности должны быть зарегистрированы. А не только те, что свыше 5 л.с.

Алексфридом Вопрос:
Сколько стоит обучение на право управление моторной лодкой? А надо ли иметь права на управление надувной, резиновой лодкой или байдаркой?
Ответ:
На данный вопрос мы ответить не можем: мы этим не занимаемся, только аттестуем и принимаем экзамены после обучения в коммерческих школах или центрах и проверяем, качественно ли они их подготовили. Не только теорию, но и практику. В 2010 году каждое учебное учреждение должно иметь статус НОУ: негосударственного образовательного учреждения. Наши инспекторы при аттестации/экзаменах контролируют качество не только теоретических, но и практических знаний.

Дмитрий Ожогов Вопрос:
Сколько стоит ежегодный техосмотр для судовладельцев? Если так дорого как для автомобилистов, и цены регулярно повышаются, зачем он нужен вообще этот техосмотр.
Ответ:
С этого года у нас произошли некоторые перемены. В декабре 2009 года был изменен Налоговый кодекс. Если в прошлом году техосмотр был бесплатный, то в этом году он стоит 60 рублей. Информация о том, где можно пройти техосмотр, есть на нашем сайте. ТО можно будет пройти с понедельника по пятницу. В субботу и воскресенье все инспекторы будут находиться на воде и контролировать движение маломерных судов. К слову, мы уже собрали всех директоров и владельцев баз-стоянок и напомнили им, что они несут ответственность за техническое состояние тех судов, которые пришвартованы к их стоянкам. На базах-стоянках должны стоять только технически исправленные суда. И мы будем спрашивать с директоров и владельцев этих объектов за все суда, которые числятся у них по документам и в наличии. Если владелец не может у себя навести порядок, будем наказывать, а если порядок будет наведен, нам легче будет работать. Техосмотр необходим для того, чтобы каждое ТС было технически исправно, укомплектовано всеми средствами спасения.

Андрий Волховский Вопрос:
Вячеслав Анатольевич, а почему по Волге совершенно спокойно катаются пьяные владельцы яхт? Я не понимаю, если честно... Какие меры против них принимаются? И принимаются ли вообще?
Ответ:
Мы не контролируем яхты. Их должна контролировать Федерация парусного спорта. Если мы говорим о маломерных судах, то с лицами, которые управляют маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения, мы активно ведем работу и продолжим ее вести. В этом году мы получили на вооружение современные алкотестеры, определяющие степень опьянения, так что инспектор сразу будет выдавать отчет о степени алкогольного опьянения, который прикрепляется к протоколу.

Роман Вопрос:
Как вы оцениваете организацию зимней переправы по Волге в прошедшем сезоне? Можете подвести короткий итог. Планируется ли улучшать что-то и что именно на следующий год - ведь как говорится готовь сани с лета)
Ответ:
Ни в черте города, ни в Самарской области в целом пешеходных и автомобильных переправ открыто не было. Безопасное движение по льду можно было осуществлять лишь на судах на воздушной подушке. Переезд должен организовать муниципалитет. Наша задача принять или не принять данную переправу. Последняя переправа, которая была в районе Самары зимой, была открыта в 2002 году. Задача ГИМС – контролировать переправу, если она открыта, с помощью совместных рейдов с милицией, ГИБДД.

Натали Вопрос:
Вячеслав Анатольевич, расскажите самый незабываемый для вас случай в вашей профессиональной практике.
Ответ:
Да у нас все незабываемые!

Олег Вопрос:
Добрый день! У отца хочу взять надувную лодку лодку(грузоподъемность до 500кг) зарегистрированая с мотором 4 л.с. на него, какие я должен буду предоставить документы, если меня остановит инспекция на р.Волга? И могу ли я сейчас выходить на воду, не дожидаясь начала навигации?
Ответ:
Добрый день. Во-первых, у вас должна быть доверенность от владельца. Во-вторых, для судов с мощностью двигателя до 5 л. с. свидетельство на право управления ТС не требуется. Но тем не менее правила ТС вам нужно знать и иметь навыки вождения, чтобы не создать проблему для маломерных судов, находящихся на воде рядом с вами. Правила можно почитать на нашем сайте (www.63.mchs.gov.ru, раздел ГИМС). Если вы совершите нарушение, то наш инспектор наложит на вас административное взыскание. Навигация открывается 24 апреля. Нахождение на воде до этой даты является нарушением.

Лора Вопрос:
Какое количество этих самых маломерных судов в Самаре, в частности яхт и скутеров. Есть ли какие то ограничения по их количеству на воде. В последние время их очень много. Какие санкции регулируют их передвижение - по моим наблюдениям полный беспредел - дети, скутеры все купаются вместе
Ответ:
Каждый гражданин, управляющий судном, должен уметь его водить и знать правила движения по воде: где можно, где нельзя находиться на воде. Если вы видите, что «дети, скутеры купаются вместе», то звоните на телефон горячей линии ГИМС: 224-53-42. Приедут сотрудники ГИМС и наведут порядок. Главное – не оставлять такие факты без внимания. Активная работа в этом направлении в прошлом году дала положительные результаты. Ни одного несчастного случая, связанного с гидроциклами, в прошлом году зафиксировано не было.

Дмитрий Бунин Вопрос:
Вячеслав Анатольевич, уже тепло, но Волга с буквально усеяна горе-рыбаками. как с ними бороться? А вам приходилось лично, так сказать, спасать людей на "зимней" воде?
Ответ:
Лично не приходилось. Мы боремся с горе-рыбаками. В СМИ эти случаи находят отражение. Мы принимали участие в спасении рыбаков, когда по 40 человек отрывало на льдине. Чуть ли насильно стаскивали их с льдины, так как они говорили, что у них хорошо клюет. Получается такая ситуация: мы их спасаем, не щадя своей жизни, а они к своей жизни относятся безответственно. Мы действуем методом убеждения. К тем, для кого не доходит, привлекаем сотрудников милиции, они выписывают штрафы.

Эльдар Вопрос:
А насколько сейчас активно ГИМС штрафует нарушителей закона о регистрации? Насколько мне известно, в последнее время - года полтора - ГИМС существенно повысил свою активность в этом отношении? И кстати, насколько далеко распространяются права инспекторов - могут ли они изымать суда?
Ответ:
Требования наши в этом отношении усиливаются. У нас зарегистрировано более 40600 маломерных судов. Мы стремимся к тому, чтобы все те суда, которые будут спущены на воду, состояли на учете и были технически исправны. В этом году наша патрульная служба будет работать в усиленном режиме, чтобы каждый судоводитель чувствовал свою ответственность.