Основные моменты ремонта алюминиевых лодок и катеров

Ремонт алюминиевых катеров

Надежность и долговечность дюралевого корпуса катера во многом зависит от того, насколько тщательно проводится ежегодный весенний ремонт. Чтобы обнаружить все большие и малые дефекты, необходимо тщательно очистить корпус снаружи и изнутри. Удалить оставшуюся пыль волосяной щеткой, пятна масла - ветошью, смоченной в бензине. После чего корпус промывают теплой мыльной водой, затем чистой водой, протирают и сушат.

Обычно  владельцу дюралевой лодки приходится иметь дело с такими повреждениями корпуса, как коррозия материала, разрушение лакокрасочного покрытия, механические повреждения (пробоины, сломы, трещины) обшивки и деталей набора, ослабление заклепочных и болтовых соединений. Кроме этого много неприятностей доставляет истирание киля и по скулам - здесь защитные покрытия и обшивка быстрее всего изнашиваются при эксплуатации.

Большинство из перечисленных повреждений можно исправить холодными способом - без термообработки деталей корпуса, целью которой является придание необходимой пластичности металлу для изгиба деталей. Если такая обработка все же неизбежна, то нужно учитывать, что дюралюминий приобретает пластичность, после нагревания до 600-700 С. Для того, чтобы определить данную температуру, пользуются одним простым способом: натирают обрабатываемую деталь с обратной стороны мылом; момент, когда мыло почернеет, и определяет отпуск дюраля. Свои свойства после термообработки металл восстанавливает примерно через час после остывания на воздухе.

Процесс замены поврежденных деталей необходимо проводить постепенно – по одной и осторожно, что бы ремонтируемый корпус катера не потерял жесткости.

Не удаляйте головки зубилом! так как при этом неизбежны повреждения краёв отверстий, образуются трещины и надрывы, единственный способ это их высверливать. После этого закладная головка легко отламывается, а оставшаяся часть выбивается бородком, диаметр которого должен соответствовать диаметру стержня удаляемой заклепки.

После этого внимательно осмотрите заклепочные отверстия, которые придется использовать повторно. Надрывов металла и трещин рядом с  отверстиями не должно быть, иначе придется использовать заклепки большего диаметра.  

Очень важно найти и заменить все слабые заклепки. Места появления течи по швам чаще всего обнаруживается в местах коррозии заклепок. Нередко приходится  проверять герметичность соединений керосином на мел. 

При слабом постукивании молотком слабые заклепки можно обнаружить по изменению звука – он будет глухим и дребезжащим. Как правило отверстия под ослабевшими заклепками оказываются «разработанными» и имеют овальную форму. Такие заклепки подтянуть не удастся; их следует заменить на заклепки большего диаметра с последующей рассверловкой старых отверстий. Заменяют также выпавшие заклепки. Чаще всего повреждаются заклепки вблизи транца от вибрации лодочного мотора и средней части днища, которая принимает на себя удары при ходе на волнении.

При обнаружении трещины нужно во – первых, ограничить ее дальнейшее распространение, просверлив два отверстия по обеим сторонам трещины сверлом диаметра 3 мм., и во – вторых поставить усиливающую накладку с обратной стороны корпуса. Накладка новой заплатки  должна перекрывать трещину со всех сторон примерно на 25 мм. Материал заплатки и его толщина должны быть точно такими же, как и основной корпус катера. Везде где требуется устанавливать заплатку обязательно нужно использовать уплотняющую ленту между слоями металла или специальные герметики, в противном случае-неизбежать течи.

Ремонт алюминиевых лодок и катеров: применение горячей пайки при ремонте дюралевых корпусов

Небольшие  трещины в корпусе можно неплохо и надежно устранить и  с помощью пайки. Для этого надо приобрести припой марки «А», применяемый обычно для пайки алюминиевых кабелей.

Подготовка поверхности сводиться к зачистке шкуркой – сначала удаляют слой краски, причем чистую поверхность делать шероховатой совсем не обязательно. Ни чем не обрабатывая места пайки, следует нагреть паяльной лампой зачищенную поверхность и одновременно конец стержня припоя. Затем, не прекращая нагревать, натереть поверхность припоем до полной полуды припоем ПОС-40, ПОС–60 или ПОС–80 (это уже свинцово оловянные припои) или тем же припоем «А», расплавив его до кашеобразного состояния и разравнивая легким постукиванием тряпочным тампоном.

Если пробоину заделать методом заливки припоем не удается, то надо облудить латку из того же металла, прижать ее к также облуженному участку корпуса, и дать остыть, не снимая давления. 

Клеи при ремонте дюралевых корпусов катеров 

Применение клея при ремонте корпусов катеров из дюралевых сплавов обеспечивает высокую прочность соединений, влаго и вибростойкость, устойчивость к бензину и маслам и так же клей предотвращает возникновение коррозии в соединениях деталей.

Наиболее часто применяются клеи на основе эпоксидных смол.  

Кроме ЭД-6 часто используют смолы ЭД-16 и ЭД -20 с тем же пластификатором и отвердителем. Для повышения прочности соединения в состав композиции входят различные наполнители. Для проведения ремонта корпуса катера по прочностным характеристикам в качестве наполнителей наиболее пригодны тонкий алюминиевый порошок и молотая слюда.